ФИПИ: Правописание –Н– и –НН– вызвали у выпускников на ЕГЭ-2018

больше всего сложностей

  

   Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи, ошибки в расстановке запятых, слабое понимание текста и неумение работать с черновиками, - как наиболее частые проблемы у участников ЕГЭ-2018 по русскому языку отметили эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) при анализе результатов. В этот раз предлагаем ознакомиться с методическими рекомендациями Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по одному из обязательных предметов.

   Единый государственный экзамен по русскому языку год от года признается самым массовым. Все задания экзаменационной работы нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка.

   Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий говорят о стабильности результатов ЕГЭ 2018 года по сравнению с предыдущими годами.

   В целом успешно выполнены задания базового уровня. Однако больше всего сложностей вызывают задания, решение которых требует привлечения теоретических сведений: например, правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Неверное определение части речи ведет к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Особое внимание при изучении курса русского языка необходимо обратить на формирование аналитических умений.

   При детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм.

   ЕГЭ показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Так, более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.

   В качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации – из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах. В этом смысле для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения. При этом особое внимание стоит обратить на то, что решение проблемы чтения, формирование мировоззренческих установок и обретение личностных смыслов возможны только усилиями всех учителей-предметников.

 

   Напомним, ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткий обзор этих рекомендаций, подготовленных руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию и истории.

  Вышла книга, которую должен прочитать каждый, кто интересуется современным образованием

 На Всероссийском совещании, организованном Рособрнадзором 15-19 октября 2018 г., генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер презентовал региональным министрам образования свою книгу «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? Книга об успешных реформах и высоких результатах». Автор 15 лет собирал данные для своего издания по всему миру. Он отметил, что уникальные знания, которые он получил во время путешествия по России, нашли отражение в книге наряду с опытом других стран.

Адреас Шляйхер обратил внимание на то, что небывалый скачок в развитии информационных технологий за последнее десятилетие повлиял на преобразование навыка читательской грамотности: современный школьник обращается для поиска информации не к энциклопедии, а в поисковую систему. «Сегодня подрастающее поколение не мыслит себя вне социальных медиа, что, безусловно, открывает доступ к неограниченному объёму информации. При этом существуют большие проблемы в социализации подростков», - подчеркнул автор.

В книге приведены исследовательские данные, которые важны для управленцев. Эксперт делает вывод, что высокий доход семьи и большие затраты государства на обучение школьника не могут быть гарантами качества образования. Он рассказал, что результаты российских учащихся из семей с низким достатком сопоставимы с результатами учащихся из другого социально-экономического слоя США. Он привёл в пример также Люксембург, который больше всех в мире тратит на образование. А конкретно – в три раза больше, чем в России. Однако качество образования в нашей стране выше.

То же самое он говорит и о времени, затрачиваемом на обучение в школе и дома: «Есть мнение, что для достижения лучших результатов в освоении одной из дисциплин необходимо просто добавить учебные часы. Однако здесь не всё так просто. В Арабских Эмиратах учащиеся тратят по 60 часов в неделю, а в Финляндии всего 36. Однако именно в Финляндии, Германии и Швейцарии удаётся за меньшее время научить гораздо большему. Тогда как в ОАЭ результат очень невелик».

Адреас Шляйхер также отметил, что Российская Федерация – в пятёрке стран, которые показывают лучшую динамику в исследованиях PISA.

В книге отдельный параграф посвящен российскому Единому государственному экзамену, как уникальному образцу внедрения экзаменационной культуры в масштабе целой страны.

Автор подчеркнул, что книга результат многолетней работы и тесного взаимодействия  со многими руководителями систем образования и чиновниками по всему миру, которые открыто делились с ним свои проблемами и трудностями и вместе искали пути их решения.

“Считаю, что книга Андреаса Шляйхера, одного из ведущих мировых экспертов в области развития образования и образовательной политики, известного во всем мире информатора образования №1, является очень актуальной. Каждому управленцу образования обязательно нужно прочитать данную книгу, так как в нем представлены итоги работы по его революционной идее о возможности сопоставления образовательных систем разных стран. Благодаря во многом его усилиям можно узнать, какие образовательные системы наиболее эффективны, и за счет чего они достигают высоких результатов. Автор приводит детальный анализ причин успеха мировых лидеров в образовании, рассказывает о трудностях, с которыми разным странам пришлось столкнуться в процессе внедрения реформ. Книга поможет каждому читателю найти свои эффективные управленческие решения”,  - поделился своим мнением о книге Владимир Егоров, и.о. министра образования и науки Республики Саха (Якутия).

Справочно:  

Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования и образовательной политики. Куратор международных сопоставительных исследований ОЭСР в области качества образования, в том числе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.  

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. Проводится один раз в три года. В 2018 году – более 70 стран-участниц.  

Напомним, согласно майскому указу 2018 года президента Владимира Путина, Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования к 2024 году.

 

 

ФИПИ: выпускники школ плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры

Выпускники школ плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры

 

   Многие выпускники, сдавшие в 2018 году единый государственный экзамен по истории, продемонстрировали слабые знания исторических деятелей, плохо ориентировались в истории культуры и путались в событиях России XX века. Эти и другие проблемные моменты выделены по результатам рассмотрения работ руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ.

   Результаты ЕГЭ по истории стабильны и не претерпевают заметных изменений от года к году. 

   Участники ЕГЭ 2018 года сравнительно хорошо выполнили задания на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми историческими источниками.

   Затруднения вызвали задачи, в которых требуется сгруппировать факты по определенному признаку, а также указать или соотнести названия битв, мирных договоров, факты из истории России XX века (относящиеся к периодам, насыщенным важными событиями - например, 1917 год, Гражданская война, период индустриализации в СССР, Великая Отечественная война и др.). Немногие участники справились с заданиями на анализ двух документов, относящихся к разным историческим периодам (задание 6).

   Выпускники 2018 года плохо знают исторических деятелей (задание 9), слабо ориентируются в истории культуры (задание 17).

Много ошибок допустили участники ЕГЭ при работе с исторической картой (схемой) и иллюстративным материалом. Большинство из них связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи и т.п. Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике.

Самым сложным в экзаменационной работе стало задание с развернутым ответом на аргументацию предложенной точки зрения, оценки события, явления, процесса или деятельности исторической личности (задание 24). Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения.

   Историческое сочинения (задание 25) носит творческий характер и требует от выпускников самостоятельного отбора фактов, рассуждений, установления связей событий, явлений, процессов, корректного оформления своих мыслей с учетом требований задания. От того, насколько хорошо выпускник владеет учебным материалом, во многом зависит успех при написании исторического сочинения.

   Разработчики экзаменационных заданий ЕГЭ рекомендуют одиннадцатиклассникам, планирующим сдачу ЕГЭ по истории, обратить внимание на повторение информации о выдающихся исторических деятелях нашей страны и участии этих деятелей в конкретных событиях; потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории, повторить относящуюся к ним фактическую информацию.

 

   Напомним, ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткое резюме этих рекомендаций, подготовленное руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию.

2018 год

проведенные мероприятия

посвященный к Международному Дню пожилых людей

 

Мероприятия

Дата проведения

 

Примечание

1

Тематические классные часы «Люблю и уважаю Вас, мои….»

1-11 кл.

3-6 окт

По группам проведены классные часы. Охват 100 %

2

Выставка рисунков, посвященная к ветеранам тыла и труда 1-11 кл.

2-10 окт

На выставке поступило 42 работ

3

Волонтерское движение

2-10 окт

Посильная помощь пожилым людям было оказано  по заготовке дров, льда, уборка территории.

4

Сочинение 1-11 классы

«Моя бабушка», «Мой дедушка»

2-10 окт

В будущем будет издан мини книга о ветеранах тыла и труда с. Хайыр

 

 

 

 Проведенные работы,

 приуроченный ко дню правовой помощи детей

 

Во исполнение приказа Министерства образования РС (Я) № 01-29/7252 от 01.11.2017 г. «О Всероссийском Дне правовой помощи детям», МБОУ «Хайырская СОШ им. В.И.Барабанского» проведены следующие мероприятия:

1.      Обновление стенды «Правовой уголок» отв. уполномоченный по правам образовательного процесса Голикова М.А;

2.      Консультации для семей воспитывающих детей опекунов по вопросам воспитания детей (4 опекуна);

3.      Распространение буклетов для несовершеннолетних «Бесплатная юридическая помощь», «Права, льготы и гарантии детей-инвалидов», «Права общественных объединений в сфере защиты интересов детей с ограниченными возможностями здоровья»;

4.      Презентация «Знаешь ли ты, свои права?»  для обучающихся 1-7 классов, 

5.      Интеллектуальная игра для старшеклассников «Закон, и мы» (8-11 классы). 

6.      Книжная выставка «Детям, о праве» 

 

7.      Выставка рисунков «Детство без слез»  (1 по 11 кл.)

23 февраля

весенняя неделя добра

На основании Указа Президента Российской Федерации Путина В.В. № 583 от 06 декабря 2017 г. «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» и Указа Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А. № 2373 от 24 января 2018 г. «О реализации в Республике Саха (Якутия) Указа Президента РФ от 06 декабря 2017 г. № 583 «О проведении в РФ Года добровольца (волонтера)» с 05 февраля 2018 г. повсеместно был дан старт Дням единых действий «Республика добра», в МБОУ «Хайырская СОШ им. В.И.Барабанского» "Доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим" под таким лозунгом проведены следующие тематические мероприятия:

Название мероприятия

Описание мероприятия

Контингент

Количество участников

«Жизнь в ярких красках».

Оформление выставки  рисунков

Учащиеся 1-4 классов, родители

29 обуч., 21 родителя

«Урок добра»

Проведение классных часов

Учащиеся 1-11 классов

В течение недели проведены классные часы. Охват 100%

(51 обуч.)

«Добрый ли ты человек?»

Проведение анкетирования.

Учащиеся 6-11 классов

 

«Поделись улыбкою своей»

Будут розданы  смайлики с добрыми пожеланиями, сделанные своими руками отв. Детское движение

Учащиеся 1-11 классы

Детское движение (8 обуч.)

 

«Сила доброго слова»

Раздача листовок с добрыми пожеланиями.

Учащиеся 1-11 классы

52 обуч., 17 педагогов,

2 ветераны тыла, 6 инвалида

«Минутка Добра»

Каждый день первый урок начинается с разговора о добре 1-3 мин.

Учащиеся 1-11 классы

Охват 100%

День Победы

Оказание адресной помощи ветеранам тыла

Учащиеся 1-11 классы

2 ветерана тыла Болтунов Е.Н., Слепцов П.П.

День спорта

Веселый старт

Учащиеся 1-11 классы

Охват 100%

День экологии

Очистка школьных территорий

Учащиеся 1-11 классы, коллектив школы

50 обуч., 17 педагогов,

5 тех.работников

День семьи

Оказание посильной помощи  нуждающимся семьям

Учащиеся 1-11 классы, коллектив школы

7 многодетные семьи,

2 дети - инвалиды

 

 

30.10.2015г. единый урок "Безопасный интернет"

26.09.2015г. кросс нации

Участники улусного прикладного конкурса "Радуга Севера"

Встреча с ветеранами тыла и детьми войны


Победители и участники VIII Всероссийской олимпиады по русскому языку 5 класс

(Вот задачка)


27 апреля - День государственности Республики Саха (Якутия)


Неделя биологии

    С 13 по 18 апреля 2015 года для обучающихся, педагогов и родителей проведена традиционная неделя по биологии, которую провела учитель биологии и химии, 1 квалификационной категории Болтунова А.В. Цель мероприятии: Повышение качества знаний у учащихся, привить интерес к предмету биологии.

         По итогам мероприятии места были распределены следующим образом:

Викторина    1 место Болтунова Е.П. учитель начальных классов

                      2 место Слепцова Лана,10 класс, Семенова Олеся, 10 класс

                      3 место Болтунов Филипп, 7 класс

Конкурс "Знатоки биологии"  1 место Болтунов Кеша, 9 класс

                                                 2 место Семенова Лана, 10 класс

                                                3 место Слепцова Олеся,10 класс


Встреча главы Усть-Янского улуса (района) Федорова Г.Н.

с ветеранами тыла с. Хайыр, военно-спортивный клуб "Беркут"

ОТКРЫТЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ЕГОРОВИЧА БОЛТУНОВА

II улусная научно-практическая конференция "Барабанские чтения"

       28 марта 2015 года на базе МБОУ "Хайырская СОШ имени В.И.Барабанского" проведена II улусная НПК "Барабанские чтения". Всего принимали участие 7 муниципальных школ из Нижнеянской, Усть-Куйгинской, Депутатской, Силляняхской, Уяндинской, Усть-Янской и Хайырской. 

Киэн туттар киhибит аатын үйэтитэн

 

Кулун тутар 28 күнүгэр, ытык мааны киһибит, поэт, очеркист Василий Иванович Барабанскай, 83 сааһын көрсө, 60 сыллаах айар үлэтин бэлиэтиир сыаллаах, кини төрөөбүт дойдутугар Хайырга иккис төгүлүн улуустаа5ы «Барабанскай аа5ыылара» научнай-практическай конференция буолан ааста.

Төрөөбүт дойдутугар тапталын, истиҥ сыһыанын, кэлэр кэнчээри ыччатыгар сыаналаммат көмүс кылаат гынан хаалларбытын, биһиги, эдэр көлүөнэ дьон кини аатын үйэтитэр дириҥ эбээһинэстээхпит. Кини үрдүк аатын сүгэр Хайыр оскуолатыгар, бу тэрээhин чэрчитинэн В.И.Барабанскай оло5ун, айар үлэтин сэhэргиир стендэ, кыра музей оҥоһулунна.

«Барабанскай аа5ыылаара» ситимин быспакка биһиги оскуолабытыгар номнуо төрдүс сылын ыытылынна. Буур5алаах-силлиэлээх, тыйыс тымныы томороон тымныыбытын бары билэбит. Хомойуох иһин, буур5а түһэн, суолу-ииһи тибэн кыттарга сайаапкаларын түһэрбит дьоммут кыайан кэлбэтилэр. Ол да буоллар, Уйаандьы, Силээннээх, Уус-Куйга, Усуйаана, Нижнеянскай, Сайылык, Депутатскай оскуолаларыттан кыттыан ба5алаах о5олор үлэлэрин кэтэхтэн ыытан, конференция5а ситиһиилээхтик кытыннылар.

Куруук буоларын курдук, үгэс быһыытынан научнай-практическай конференциябыт сэттэ салаанан үлэлээтэ. Бэлиэтээн ааһар буоллахха, быйыл төһө да суол суо5ун иһин, кыттааччы ахсаана хаһааҥҥытаа5ар да элбэх буолла. Хас биирдии кыттыбыт о5о, салайааччы үлэтин сыаналаан, бары илии тутуурдаах, өттүк харалаах төнүннүлэр. Кыайыылаахтар сыаналаах бириистэринэн на5араадаланнылар.

Научнай-практическай конференция оскуола директора А.И.Иванова тыл этиитинэн аhылынна. Маны тэҥэ нэhилиэк дьаhалтатын баhылыгын солбуйааччы Б.Б.Сыроватскай, аймахтар ааттарыттан үлэ бэтэрээнигэр, о5о иитиитигэр эҥкилэ суох үлэлээбит Т.И.Яковлева, РСФСР үөрэ5ириитин  туйгуна, үлэ бэтэрээнэ, «Саха Азия о5олоро» Аан дойдутаа5ы фонда стипендиата, СР учууталларын учуутала А.Д.Шараборина тыл этэн э5эрдэлээтилэр.

Биир дойдулаахпыт, ытык суруйааччыбыт аатын үйэтитэр «Барабанскай аа5ыылара» научнай-практическай конференция 2015 сыллаа5ы кыайыылаахтара:

«В.И.Барабанскай оло5о уонна айар үлэтэ» салаа: Iмиэстэ – Дуня Болтунова (Хайыр).

 «В.И.Барабанскай хоһоонунан айымньыларын ырытыы» салаа: Iмиэстэ – Михаил Феглер (Уус-Куйга), IIмиэстэ – Лана Слепцова (Хайыр), IIIмиэстэ – Дженни Иванова (Сайылык).

«В.И.Барабанскай кэпсээнинэн айымньыларын ырытыы» салаа: I миэстэ – Лилиана Михайлова (Хайыр), IIмиэстэ - Александр Дюков (Уус-Куйга), IIIмиэстэ – Сергей Махатыров (Хайыр).

«В.И.Барабанскай айымньыларын тылбааһа» салаа: Iмиэстэ – Дуня Болтунова (Хайыр), IIмиэстэ - Анжелика Баишева (Уус-Куйга), III миэстэ – Дана Махатырова (Хайыр).

«В.И.Барабанскай айымньыларынан ырыа куонкурса» салаа: Iмиэстэ – Снежана Горохова (Хайыр), II миэстэ – Олеся Болтунова, III миэстэ – Наташа Слепцова (Хайыр).

«В.И.Барабанскай айымньыларынан уруһуй куонкурса» салаа: I миэстэ – Нина Бурмакина (Хайыр), IIмиэстэ – Сахаяна Голикова (Уйаандьы), Эрхаан Иванов (Хайыр), III миэстэ – Тимофей Батюшкин (Усуйаана), Влада Сыроватская (Хайыр).

«В.И.Барабанскай хоһооннорун дор5оонноохтук аа5ыы күрэ5э» салаа: I миэстэ – Дуня Болтунова (Хайыр), IIмиэстэ – Юлияна Яковлева (Хайыр), IIIмиэстэ – Николина Голикова (Хайыр).

Маны тэҥэ хас биирдии кыттыбыт о5о анал сертификатынан, биһирэбил бирииһинэн на5араадаланнылар. Биир дойдулаахтарбыт өруу маннык көхтөөх буолуҥ, кыайыылаах буолуҥ.

Төрөөбүт төрүт дойдутун, тыйыс буолан баран олус дьикти, кэрэ айыл5алаах хотугу кыраайын, хорсун хоодуот дьонун адаар муостаах тамайар табатын, кыылын-сүөлүн, дьиримнии оонньуур сулустары, муора Эбэ хотунун, бай5алын барытын таптаан, хоһоон гынан хоһуйан, сэһээн гынан сириэлитэн ааспыт суруйааччыбыт үтүө үгэһин умнуохпут суо5а, көлүүнэттэн көлүөнэ5э тиэрдэ туруохпут диэн эрэннэрэбит.

Улуустаа5ы үөрэх управлениетыгар үп-харчы көрбүтүн иһин махтал тылларбытын тиэрдэбит

«Айыллаан» культура киинигэр, «Олененок» о5о саадыгар тэрээhиҥҥэ кэлэн ырыа ыллаан, хоhоон аа5ан куруук бу курдук көхтөөх буолуҥ диэн ыҥырабыт. В.И.Барбанскай үөлээннээ5э А.Н.Болтунов до5орун ахтан санаан ааста. А.А.Барабанская салайааччылаах «Омолой» община о5олор аһылыктарын хааччыйда.

Тэрээһиҥҥэ көхтөөх кыттыыны ылбыт Уус-Куйга (Шестакова М.Г.), Нижнеянскай (Попова М.В.), Усуйаана (Сучковская А.А.), Сайылык (Батюшкина Е.П.), Уйаандьы (Колесова А.М.), Депутатскай (Колесникова А.Г.) оскуолаларын директордарыгар бар5а махталбытын тиэрдэбит. Инникитин бу курдук өрүү бииргэ үлэлэһэ туруохпут.

Киэн туттар киһибит Василий Иванович Барабанскай тыыннаах сылдьан ба5арбыт ба5а санаата туолла. Кини кылаат гынан хаалларбыт хоһоонноро нуучча, эбээн, аангылыйа, франция тылыгар тылбаастаннылар. Инникитин бу курдук араас тылга тылбаастанан өссө киэҥ араҥа5а тахсыа диэн эрэнэбит.

2017 сылга В.И.Барабанскай 85 сааһын бэлиэтиир үбүлүөйдээх дьылбытыгар улуустаа5ы «Барабанскай аа5ыылара» араҥата кэҥээн, бүтүн арктическай улуустар икки ардыларыгар ыытар былааннаахпыт.

 

 

Ирина БОДРУГ, Россия суруналыыстарын союhун чилиэнэ. Хайыр.

Усуйаана улууhун "Дьааны саhар5ата" хаhыат. Муус устар 3 кунэ 2015 сыл. № 28 (6927)


Саха тылын уонна литературатын нэдиэлэтэ

        2015 сыл Россия олохтоохторугар Литература сылынан биллэриллибитинэн уонна саха алпаабытын торуттээбит ытык мааны киhибит С.А.Новгородов торообутэ 113 сылын бэлиэтиир сыаллаах оскуолабытыгар олунньу 9-14 куннэригэр саха тылын нэдиэлэтэ буолан ааста. Бу чэрчитинэн араас хабааннаах тэрээhиннэр, викториналар, "Толкуйдаа. Оонньоо. Кыай" интеллектуальнай викторина буолан ааста. Оскуола уорэнээччилэрэ, учууталлар, тороппуттэр 100% кохтоох кыттыыны ыллылар. 



Команда родителей "Сулус"
Команда родителей "Сулус"
Команда учащихся "Сардаана"
Команда учащихся "Сардаана"

С Новым годом!


Коллектив МБОУ "Хайырская СОШ им. В.И.Барабанского поздравляет всех с Новым 2015 годом!
Поздравления с Новым Годом
Вам спешим преподнести.
Пусть в любую непогоду
Будут светлыми пути.
Пусть улыбка озаряет
Взгляд счастливых ваших глаз,
Радость в сердце – не растает,
Счастье – не покинет вас!


25 ноября-5 декабря проведена Неделя Олонхо.

В программе: классные часы, выставка книг, поделки, конкурс рисунков

29  марта 2014 года на базе МБОУ Хайырская СОШ проведена I улусная НПК "Барабанские чтения". Мероприятие началось с открытия мемориальной доски В.И.Барабанского, с приветственным адресом выступли начальник МБУ УРУО Звягинцева С.В., директор МБОУ "Хайырская СОШ" Иванова А.И., старшая дочь В.И.Барабанского - Слепцова Н.В., член Совета ветеранов И.В.Болтунов, участница женского ансамбля "Дьукээбил суьума".

Дети очень хорошо выступили с докладами по трем секциям "Жизнь и творчество В.И.Барабанского", "Анализ поэтическтх произведений В.И.Барабанского", "Анализ прозаических произведений В.И.Барабанского". прочитали стихи, исполнили песни на стихи местного писателя. прозвучали переведенные стихи на эвенском и русском языках.

 

28-29 марта 2014 года приглашаем на участие в улусной НПК "Барабанские чтения"

Скачать
положение_Барабанские_чтения.doc
Microsoft Word документ 45.0 KB
Скачать
День государственности.docx
Microsoft Word документ 20.7 KB

Дорогие коллеги!

       

Коллектив МБОУ "Хайырская СОШ" искренне поздравляет педагогическую общественность Усть-Янского улуса, Республики САХА, России с профессиональным праздником - Днем Учителя!

Желаем вам здоровья, творческих успехов, добра, счастья!

 19 января - день волейбола. в спортзале МБОУ "Хайырская СОШ им. В.И. Барабанского" прошло соревнование по волейболу среди школьной и молодежных сборных. всего команд было четыре, капитаны команд: Алексей Горохов, Арсен Томский, Захар Протопопов, Герман Попов. главный судья - Дмитрий Егорович Болтунов. тын,ааьыннаах оонньуу тумугэр оскуола о5олорун хамаандата 1 миэстэни ылла. УОЛАТТАР, Г.Алеша, И.Айынаат, Б.Макар, Б.Аркаш, Н.Кеша, Н.Яша, МАЛАДЬЫАСТАР!!! так держать! бары хамаандаларга улахан махтал!!!

Смотр песни и строя, посвященый 65-летию Великой Победы

Олунньу 20 кунугэр Усуйаана улууhун Хайыр орто оскуолатыгар А5а дойдуну көмускуур Улуу Кыайыы 65 сылын туолар убулуөйун бырааhынньыктыыр тэрээhин биир бастакы улахан мероприятията – Ырыа уонна Стройунан хаамыы көруутэ буолла. Бу тэрээhиннэ оскуола администрациятын кө5улээhининэн учууталлар, уөрэнээччилэр уонна төрөппуттэр актыыбынай кыттыыны ыллылар. Российскай Армия5а ытык иэстэрин төлөөн кэлбит саллааттар – Болтунов Алексей Афанасьевич, Слепцов Эдуард Эдуардович уонна Яковлев Герасим Антипович дьууллуур субэ5э олордулар. Хаамыыны ус бөлөххө араардылар. Маңнайгы бөлөх: 1-й кылаас уөрэнээччилэрэ – пограничниктар, командир Абдульманов Рустам, кылаас салайааччыта Болтунова А.Е. 2 кылаас уөрэнээччилэрэ – летчиктар, командирынан иккис сылын Максимов Ян буолла, кылаас салайааччыта Голикова М.А. 3 кылаастар – нуучча казактара, командир – оскуола отличнига Болтунова Дуня, кылаас салайааччыта СР уөрэ5ириитин туйгуна Иванова А.И. Бу бөлөххө 1 миэстэни нуучча казактара, 2 миэстэни летчиктар, 3 миэстэни пограничниктар ыллылар. Иккис бөлөх: 4 кылаас уөрэнээччилэрэ – морской гвардеецтар, командир Ючюгяева Света, кылаас салайааччыта Болтунова Е.П. 5 кылаастар – моряктар, командир Куличкин Остап, кылаас салайааччыта Насыева С.А. 6 кылаастар – летчиктар, командир Бочкарева Настя, кылаас салайааччыта Стручков Ф.А. Иккис бөлөххө 1 миэстэ5э морской гвардеецтар, 2 миэстэ5э моряктар, уhус миэсэтэ5э летчиктар тигистилэр. Уhус бөлөх: 7-11 диэри кылаас уөрэнээччилэрэ. Сэттис кылаастар – спецназтар, командирынан хаhыс да сылын Болтунов Макар буолар, кылаас салайааччыта Болтунова Э.Е. 8-с кылаастар – спецназтар, командир Болтунов Аркадий, кылаас салайааччыта Махатырова К.В. 9-с кылаастар – пехотинецтар, командир Куличкин Богдан, кылаас салайааччыта СР уөрэ5эриитин туйгуна Неустроева Е.И. 10-11 кылаас уөрэнээччилэрэ кыттыhан омон буоллулар, командир 11 кылаас уөрэнээччитэ Томский Эдик, кылаас салайааччыта Болтунов Д.Е., Абдульманова В.И. Бу бөлөххө маннайгы миэстэни 8 кылаастар морской пехотинецтар, 2-с миэстэни омоннар, уhус миэстэни спецназтар, төрдус миэстэни пехотинецтар тигистилэр. Маны тэнинэн саамай «Бастың командирдар» ааттарын ыллылар – 3-с кылаас уөрэнээччитэ Болтунова Дуня, 4-с кылаас уөрэнээччитэ Ючюгяева Света уонна 11-с кылаас уөрэнээччитэ Томский Эдик. «Бастың байыаннай ырыа» номинация5а на5араадаланнылар 1-й, 5-с, 8-с кылаастар. «Бастың байыаннай форма» номинация5а тигистилэр 3-с, 6-с уонна 10-11 кылаастар. Бу мероприятия5а сылдьыбыт дьон стендэлэри көрөн, о5олор чобуо саңаларын-иңэлэрин истэн сурдээхтик астынан, уөрэн-көтөн тар5астылар. Оскуола администрацията бу мероприятияны иилээн-са5алаан ыыппыт эдэр учууталга Портнягин Виталий Николаевичка, дьууллуур субэ5э, оскуола физруктарыгар Болтунов Д.Е., Стручков Ф.А. уонна төрөппуттэргэ, ордук чуолаан 3-с кылаас уөрэнээччитин төрөппутугэр Куличкин Сергей Григорьевичка тэрээhиннэ улахан көмөлөрун иhин дирин махталын тиэрдэр. Ол курдук, өссө биир кылгас кэм иhигэр киэн хабааннаах улэ ыытылынна. Араас кэмнэ Сэбилэниилээх куустэргэ сулууспалаабыт эhэлэрин, а5аларын уонна убайдарын хаартыскаларын тумэн о5олор «Биhигини комускээччилэр» диэн стендэ онорон таhаардылар. Ону тэңинэн бары кылаас уөрэнээччилэрэ бэйэлэрин кылаастарын салайааччыларынаан улэ-тыыл ветераннарыгар сылдьан сэрии кэминээ5и ахтыыларын хомуйдулар, ветераннары кытта хаартыска5а тустулэр. Ити улэлэрин тумуктээн кинилэр сэрии сылларыгар бэйэлэрин харыстаммакка, улахан дьону кытта тэбис-тэңңэ улэлээбит оччотоо5у о5олору: Слепцов П.П., Барабанская Е.Д., Стручкова М.Х., Барабанский П.Н., Болтунов И.И., Болтунов К.П., Слепцова Д.К., Болтунов М.Н., Болтунов Е.Н., Болтунов Е.А. тустарынан стендэ-альбомнары оңорон дьон көруутугэр ыйаатылар. Оскуола5а бу куннэргэ сэриигэ кыттыбыт биир дойдулаахтарбыт туhунан сырдатар улэ элбэхтик ыытылынна, ол курдук кылаас чаастара, ветераннардыын көрсуhуулэр-билиңңи эдэр көлуөнэ кинилэр тустарынан киэң туттан ахталларыгар ананан ыытылыннылар. Уунэр көлуөнэни патриотизм тыыныгар иитэр улэ сурун көруңунэн – о5ону кыра эрдэ5иттэн төрөөбут-уөскээбит туөлбэтин сайыннарар өйун-санаатын иитэр-уhуйар улэ, а5а колуөнэ олорон кэлбит оло5ун уөрэтии, Ийэ дойдубут көңулун иhин тыыннарын толук уурбут дьон ытык ааттарын уйэтитэргэ утумнаах улэни ыытыы, ону тэңинэн дойдубут ытык дьонун учугэйдик билиигэ дириң ис хоhоонноох улэ, кырдьа5ас дьон алгыс тылларын эппитигэр-хааммытыгар иңэрэн инники олохпутун бэйэбит тутабыт диэн өйдөбуллээх, бу сайдыылаах кэмнэ барыны баhылаан, ааспыт көлуөнэ утуө угэстэрин тутуhан, кинилэр олохторун утумнаахтык салгыыр дьон буолан тахсыахтаахпыт диэн уөрэтии буолар. Тугэнинэн туhанан Хайыр оскуолатын коллектива, уөрэнээччилэрэ, нэhилиэк олохтоохторо Улуу Кыайыыны уhансыбыт дьоннору Кыайыы 65 сылын туолар уөруулээх сылынан истиңник э5эрдэлиибит, кинилэргэ бигэ доруобуйаны уонна уhун дьоллоох оло5у ба5арабыт.

Цели и задачи: Помогать детям поверить в свою силу волю, превращать мероприятия в увлекательнейшие занятия и игры. 
 Пробудить интерес и любовь к спорту. 
От чего зависит настроение каждого ребенка придя в лагерь? От нового дня ребенок ждет чего-то интересного, увлекательного. Вот поэтому на предстоящий день с детьми строим планы. А день в лагере начинался с тренировки, спортивными играми, спортивными танцами. В основном, каждый день проводили на свежем воздухе: тренировки, игры, экскурсии, походы, купания. Во время работы нашего лагеря проведены разные соревнования и конкурсы. Конкурс по пению на «Караоке» участие приняли Дайаана Горохова, Саина Горохова, Найбина Чиряева, Мичийэ Болтунова, Наташа Слепцова, Сивцева Аэлита, Семенова Олеся, Болтунов Кеша, Болтунова Валя. 1 место – Дайаана Горохова, 2 место – Семенова Олеся, 3 место – Найбина Чиряева. Победители награждены ценными призами, а все остальные участники поощрительными призами. Эстафеты на 200 и 400м участвовали 4 команд, 1 место на 200м 2 команда (результат 16,8 сек.), 2 место 1 команда (результат 16,9 сек.), 3 место 4 команда (результат 17,3 сек.) и на 4 месте 3 команда (с результатом 17,4 сек.). Все участники остались довольны своими результатами. Соревнование по шашкам, участие приняли все ребята, а призовые места получили: Гена Попов 1 место, Слепцова Яна 2 место и на 3 месте Полина Болтунова. Победители награждены грамотами и призами. Конкурс рисунков «Кем я хочу стать», «Я и моя семья» приняли участие все, название лучшего художника получили Роберт Болтунов и Василиса Селлеяева. Конкурс чтецов, участие приняли все посещающие лагерь, а лучшими чтецами оказались Бурмакина Нина и Горохова Мая. Соревнования по волейболу, участвовало 3 команды на 1-м месте 3 команда, 2 место 1 команда и 3 место 2 команда. Команды награждены грамотами и призами. Акция «Мир книг» все дети с большим удовольствием приняли участие. Выставка из поделок природного материала, участие приняли все, наименование лучшего из лучших получил Сыроватская Влада и награждена сертификатом и призами. Соревнования по прыжкам в длину, участие приняли все желающие, а победителями стали на 1-м месте Никулин Яша, 2-м месте Слепцова Яна и на 3-м месте Иванов Эрхаан. Веселые старты участвовали 2 команды (количество участников 20, на каждой команде по 10 участников). 1 место заняла 2 команда «Орлы» и на 2 месте 1 команда «Северное сияние», соревнование прошла очень интересно, одушевленно было столько эмоций, каждая команда так и стремилась к победе. Пришли болеть за своих детей родные, и их друзья. От всего сделанного дети получали вдохновение, день за днем хотели узнать, попробовать выполнить новые упражнения, получать новые высокие достижения. Ребята после окончания лагеря обещали и дальше развивать свои спортивные результаты, ведь у каждого ребенка есть желание подниматься все выше и выше. И в итоге получилось так что их интерес к спорту стал очень высоким. 29 июля состоялась праздничное закрытие II сезона.
Константинова Н.В. воспитатель досугового лагеря «Олимпионок»

27 февраля 2010 года прошли "Барабанские чтения". Победителям вручены именные призы Барабанского В.И.

   Хайыр орто оскуолатыгар «Барабанскай аа5ыылара» тумуктэннилэр 
          Олунньу 27 кунугэр Хайыр орто оскуолатыгар киэн хабааннаах тэрээьин буолла. 2010 сылтан ыла биир дойдулаахпыт, хоьоонньут, очеркист республика5а киэнник биллибит Василий Барабанскай – Мэмээл сиэнэ - айар улэтигэр аналлаах «Барабанскай аа5ыылара» олохтоннулар. Оскуола администрацията тэрийэр бэлэ5у анаан, тэрээьин былаанын ылынна. Бу улэ хас эмэ ый бэлэмнэннэ. Манна туьаайан Василий Иванович дьиэ-кэргэнигэр, оло5ор-дьаьа5ар, айар улэтигэр аналлаах тупса5ай бэйэлээх, баай ис хоьоонноох анал истиэндэ оноьулунна. Бу истиэндэ5э Барабанскай В.И. дьиэ-кэргэннэ истин сыьыанын, о5олоругар, сиэннэригэр тапталын кэрдэрэр, улэ5э дьулуурун, ситиьиилэрин мэктиэлиир, дьонно-сэргэ5э кэрэни эрэ тустуурун кэрдэрэр матырыйааллар хомуллубуттар. 
         Аа5ыыларга уон икки о5о кыттыыны ылла. Уэрэнээччилэр маннык аан бастаан буолар тэрээьиннэ долгуйбуттарын олус биллэрбэккэ, доргуччу, хоьоонноохтук, холкутук туттан-хаптан, ис хоьоону кэрээччугэ итэ5этиилээхтик тиэртилэр. Уьус кылаас уэрэнээччитэ Яковлева Вилена «Куэгулуур – мин таптыыр урэ5им» диэн улахан объемнаах хоьоону тохтоло суох аа5ан субурутта. Саамай актыыбынай кыттыыны тэрдус кылаас о5олоро ыллылар: Сивцева Аэлита «Уьугунна туундарам», «Силээннээ5им кыысчаана» - Ючюгяева Света, «Айан суолугар» - Михайлова Клава, «Сугуруй, кун кубэй ийэ5эр» - Селляева Василиса, «Тибии-буур5а кэнниттэн» - Болтунов Кеша. Бэьис кылаас уэрэнээччитэ Семенова Олеся «Саха тылын батас гынан», алтыс кылаас кыргыттара Тамара Ючюгяева «Учугэйиэн саас буолбута», Бочкарева Настя «Сэрии эрэ буолбатын» диэн хоьооннору аа5ан тэрээбут тылы таптыырга, айыл5аны харыстыырга, иллээх-эйэлээх буоларга ынырдылар. 
         Бииртэн-биир дирин философиялаах хоьооннору истэн баран, дьууллуур субэ: алын кылаас учууталлара Иванова Анна Иннокентьевна, Шараборина Альбина Дмитриевна, нуучча тылын учуутала Насыева Светлана Александровна ус бастакы миэстэни быьаардылар. 
        Ол курдук маннайгы миэстэни уопсай субэнэн уон биирис кылаас уэрэнээччитэ Слепцова Катя ылла. «Тыл кууьэ» уонна «Смотри, как тундра расцвела» диэн икки хоьоону иэйэн-куойан туран, илэ хартыына кэстэн кэлэрин курдук истээччилэргэ тиэртэ. Катя хас да литературнай конкурс кыттыылаа5а. Иккис миэстэ5э уьус кылаас Болтунова Дуня «Сырдыкчаана» диэн Хайыр нарын кыыьыгар ананар хоьоону чоп-чобуотук, эрчимнээхтик аа5ан биьирэбили ылла. Онтон тумуктуур уьус миэстэ тохсус кылаас уэрэнээччитэ Никулина Дуня «Аанчыкпар» ананна. 
        Кыттыыны ылбыт о5олор, Учуутал сыла арыллыытыгар аналлаах уэруулээх тэрээьиннэ, Культура дьиэтигэр, оскуола администрациятын аатыттан сертификатынан на5араадаланнылар. Онтон бастакы ус миэстэ5э сыаналаах анал бириистэри Василий Иванович Барабанскай дьиэ кэргэнэ анаата. Кэлэр сылга «Барабанскай аа5ыыларын» кулун тутар 30 кунугэр ыытар былааннаахпыт. Онно В.И.Барабанскай хоьооннорун нууччалыы тылбаастыырга курэх ыытыллыа5а. Манна уэрэнээччилэр эрэ буолбакка, учууталлар, тэрэппуттэр кытталларыгар ынырдыбыт. Улэ бэтэрээнэ, РСФСР уэрэ5эриитин туйгуна Шараборина А.Д. саамай учугэй ис хоьоонноох тылбааска биир сыллаах «Кэскил» хаьыат сурутуутун бириистиэм диэн санаатын эттэ. 
         Василий Иванович Барабанскайга чэгиэн доруобуйаны, айар улэтигэр эссэ ситиьиилэри, дьиэ-кэргэнигэр дьолу-саргыны ба5арабыт! 

Анна Иванова Хайыр орто оскуолатын учуутала СР уэрэ5ириитин туйгуна 02.03.10 г.

Приглашение на юбилейные мероприятия

14 апреля 2012 года приглашаем всех выпускников, учителей и работников Хайырской школы, на юбилейные мероприятия в связи празднованием  65-летнего юбилея со дня образования школы.
 
В программе:
  • торжественная линейка,
  • встреча поколений,
  • музейный урок,
  • выставка прикладного творчества учащихся,
  • классный час,
  • открытый урок по родному языку
  • "Барабанские чтения"
  • праздничный концерт 

Школьные соревнования по настольному теннису

17 декабря 2011 года по МОУ "Хайырская СОШ" прошли соревнования по настольному теннису. Тренер ДЮСШ Болтунов Д.Е. разделил игроков на три группы: команда девушек, учащиеся 6-8 классов и 9-11 классы. Соревнования прошли в очень теплой, дружеской обстановке. 
              Среди девушек места распределили в следующем порядке:
1 место-Яковлева Таня (9 класс)
2 место-Михайлова Лилиана (8 класс)
3 место-Яковлева Саная (11 класс)
            Призовые места среди учащиеся 6-8 классов: 

1 место-Иванов Эрхаан (6 класс)
2 место-Куличкин Остап (7 класс)
3 место-Слепцов Петя (8 класс)
               
Призовые места среди учащиеся 9-11 классов: 
1 место-Болтунов Петя (11 класс)
2 место-Иванов Айынаат (9 класс)
3 место-Васильев Арьян (11 класс)

            Нужно отметить также участие следующих участников: Болтунов Аксен (6 класс), Никулин Яша, Никулин Кеша (10 класс).
Победителям на школьной линейке торжественно вручены Почетные грамоты.

Конкурс "Веселая пуговица"

Среди учащихся 1-4 классов проведен конкурс "Веселая пуговица", организованный руководителем кружка "Волшебные пальчики", отличником народного просвещения СФСР Шарабориной Альбиной Дмитриевной.  Альбина Дмитриевна рассказала интересные детали о пуговице: происхождение, применение, виды и т.д. Детьми и родителями были изготовлены различныеподелки из пуговиц: панно, ободок, заколки для волос, вазы, подушки. Пуговицами были расшиты шапки, шарфы, кофты. Также состязались по таким интересным номинациям как "Оригинальная пуговица", "Самая большая пуговица", "Самая маленькая пуговица".
1 место заняла команда 4 класса (кл.рук. Болтунова Е.П.). 2 место досталось учащимся 2 класса (кл.рук. Голикова МА), 3 место присуждено коллективу 3 класса (кл.рук. ИвановаА.И.), 4 место заняла команда 1 класса (кл.рук. Болтунова А.Е.)

Чэбдигирии куннэрэ

Чэбдигирии куннэрэ Биhиги оскуолабытыгар угус иитэр-уорэтэр оруттэрдээх, чэгиэн-чэбдик буоларга дьулуhуулаах нэдиэлэ буолан ааста. Ол курдук айыл5а5а сылдьыы экскурция -уруоктар ыытылыннылар. Хас биирдии кылаас «Дьиэ кэргэн спортивнай ситиhиилэрэ» диэн хаhыаттары, стендэлэри таhаардыбыт, кылаас чаастара ыытылыннылар. Бу барыта уорэнээччи итэриэhин тарта диэхпитин соп. Нэдиэлэ бутуутэ пятница5а оскуола урдунэн «Кросс наций» сууруу курэхтэhиитэ буолла. Ааттыахпытын ба5арабыт бастын суурээччилэри:
Кыра болоххо уолаттарга:
I миэстэ - Солдатов Федя (3 кылаас)
II миэстэ – Стручков Егор (3 кылаас)
III миэстэ – Стручков Клима (2 кылаас)
Кыргыттарга:
I миэстэ – Куличкина Милена (4 кылаас)
II миэстэ – Болтунова Дуня (4 кылаас)
III миэстэ – Яковлева Вилена (4 кылаас)
Орто болох уолаттара:
I миэстэ – Слепцов Петя (7 кылаас)
II миэстэ – Горохов Миша (6 кылаас)
III миэстэ – Куличкин Остап (6 кылаас)
Кыргыттар:
I миэстэ – Болтунова Света (6 кылаас)
II миэстэ – Бурмакина Нина (6 кылаас)
III миэстэ – Селляева Василиса (6 кылаас)
Улахаттарга уолаттар:
I миэстэ – Болтунов Аркадий (9 кылаас)
II миэстэ – Чекачев Айаал (11 кылаас)
III миэстэ – Никулин Кеша (9 кылаас)
Кыргыттар:
I миэстэ – Болтунова Полина (9 кылаас)
II миэстэ – Болтунова Мичийэ (9 кылаас)
Кросс олус тэрээhиннээхтик барда диэн бэлиэтиэххэ наада. Учууталлар ортолоругар бастакыннан – математика учуутала Капралова Анна Андреевна, иккиhинэн физика учуутала Томская Мария Александровна, усуhунэн английскай тыл учуутала – Попова Гералина Геннадьевна кэллилэр. Суббота кун уорэнээччилэр, тороппуттэр, учууталлар оскуола таhын ко5ордуугэ, ыраастааhынна кургуомнээх улэ кунэ тэрилиннэ. Бу кун улэни ко5улээн, о5о айма5ы сэргэхсиппит тороппуттэрбит ааттарын аатыахпытын ба5арабын: Махатырова Саргылана Валерьевна, Слепцов Константин Васильевич, Насыев Саир Александрович, Максимов Николай Михайлович, Куличкин Сергей Григорьевич. Бу тороппуттэргэ уорэнээччилэр субэлэрин, учууталлар ааттарыттан махталбытын тиэрдэбит. Ити курдук уорэхпит сылын улэтин-уорэ5ин хардыытын са5алаатыбыт.
 
Аксинья Болтунова, 9 кылаас.